Главный санитарный врач Москвы Николай Филатов уверен, что отравиться или подцепить какую-нибудь заразу этим летом «легче легкого».Главный санитарный врач Москвы Николай Филатов уверен, что отравиться или подцепить какую-нибудь заразу этим летом «легче легкого».
Главный санитарный врач Москвы Николай Филатов уверен, что отравиться или подцепить какую-нибудь заразу этим летом «легче легкого». Достаточно откушать просроченный салат «Оливье» в пластмассовых коробочках, попить воду из источника или искупаться в грязном пруду. Эти заявления Николай Филатов сделал на брифинге в среду. Поэтому сразу после встречи с главным столичным санврачем корреспондент «РК» поспешила проверить, насколько горожане прислуживаются к санитарным инструкциям.
«При покупке любых скоропортящихся продуктов на улице или в магазине (будь то мороженое, торты, молочные продукты, развесные салаты, бутерброды) в первую очередь надо обращать внимание на внешний вид продавца, — предупреждал журналистов Филатов. — Если руки или халат грязные, лучше у него ничего не покупать. Затем следует потребовать документы на товар, где будут указаны срок его годности и реализации». На практике последовать этим рекомендациям оказалось достаточно сложно. Если в магазине продавца можно рассмотреть с ног до головы, то в окошке обычной продуктовой палатки у станции метро «Смоленская» мне удалось увидеть лишь руку труженицы торгового фронта. Слава богу, чистую. Попросив пакет молока и салат «Оливье», я стала дотошно выискивать на них срок годности. За это время за мной выстроилась очередь из двух старушек и одной дамы средних лет. «Еще чего-нибудь брать будете?», — нетерпеливо поинтересовалась продавщица. «Посмотрим, — загадочно ответила я. — А не могли бы вы мне показать документы на ваш товар?» Женщина в окошке явно растерялась, но бумаги так и не показала. Оказалось, что у палаточницы инструкция — простым покупателям никакие документы не показывать. Вот если бы на моем месте был инспектор Госсанэпиднадзора, разговор был бы другой…
Пока мы препирались, в очереди началось волнение. Бабушки-пенсионерки хором назвали меня чокнутой, а женщина не самыми ласковыми словами попросила отойти от палатки. Оказалось, что москвичи не боятся купить испорченные продукты и подцепить острые кишечные инфекции, сальмонеллез или дизентерию. Гораздо страшнее для них — лишние пять минут простоять в очереди.
Записала я и другую инструкцию главного санитарного врача: «Ни в коем случае в Москве нельзя пить воду из природных родников, никто не может гарантировать ее чистоты. Это поверхностные воды, которые впитывают в себя всю заразу. Там постоянное течение: если даже сейчас воды чистая, через 15 минут может пойти отрава. Этими источниками можно только любоваться, но назвать воду питьевой язык не поворачивается». «Вот где вы живете?», — спросил корреспондента «РК» Николай Филатов. В Кунцево, отвечаю. «Ага. Именно в Кунцево находится один такой родник, не стоит пить оттуда воду», — так я получила еще одно предостережение.
Действительно, один из самых ухоженных и красивых столичных родников находится на Крылатских холмах. Расположен он рядом с церковью, и его несколько лет назад осветил местный священник. С тех пор как над источником появился православный крест, паломничество москвичей за «святой водичкой» не прекращается ни днем, ни ночью. Вот и вчера утром к роднику выстроилась очередь из москвичей с пустыми канистрами и пластиковыми бутылками. Антисанитария вокруг полная. Там — переполненные мусорки, там — чья-то собака пьет воду из родника, там — на лавочке примостились два мужичка явно без определенного места жительства. Но вера в целебные свойства воды побеждает. Подходя к заветному источнику, каждый москвич сначала пьет воду из одного единственного стакана, оставленного здесь давно каким-то добрым человеком, а уже потом наполняет свои бутылки. На мой вопрос — не страшно ли пить отсюда воду — в очереди дружно замотали головой. «Всю жизнь пьем, и ничего не случилось. Если батюшка воду осветил — значит можно», — уверенно ответила пожилая женщина.
«В этом году для купания официально были открыты только 13 зон отдыха. В остальных плескаться категорически запрещено, — сообщил на брифинге Николай Филатов. — Больше всего опасений вызывают Борисовские пруды на юге столицы, где никогда нельзя было купаться, но где всегда все купаются». Действительно, в пруду мною были замечены несколько пловцов. И это в будний день, прохладным вечером. Страшно даже представить, что здесь творится в выходные. На Борисовских прудах — удобный пляж, чистые туалетные кабинки, будка поисково-спасательной службы. Правда, спасатели только от корреспондента «РК» узнали, что здесь купаться запрещено. Когда-то, по их словам, здесь висел огромный запрещающий щит, но его либо сняли, либо сломали. А между тем, уровень загрязнения воды здесь примерно в 10-15 раз превышает допустимую норму по биологическому потреблению кислорода и по индексу кишечной палочки.