Вопрос переезда российских парламентариев в Нижние Мневники, где по задумке к концу 2018 года должен был быть возведен новый парламентский центр, на сегодняшний день так и остался открытым. Между тем власти не намерены отказываться от реализации проекта, а лишь смещают гипотетические сроки готовности объекта.
Вопрос переезда российских парламентариев в Нижние Мневники, где по задумке к концу 2018 года должен был быть возведен новый парламентский центр, на сегодняшний день так и остался открытым. Между тем власти не намерены отказываться от реализации проекта, а лишь смещают гипотетические сроки готовности объекта.
Такое решение имеет под собой не столько политические, сколько хозяйственные предпосылки. Кризис – не самое лучшее время для строительства нового парламента, — считают сами чиновники.
Напомним, идея переместить обе палаты Федерального собранияиз центра в западный район столицы — Хорошево-Мневники была озвучена ещев 2011 году Дмитрием Медведем, занимавшем на тот момент пост главы государства. Под парламентский комплекс планировалось выделить участок площадью 345 тыс. кв.м.На выделенной под строительство территории помимо нового корпуса по задумке будет выстроен парламентский городок, в котором будут расположены все необходимые объекты социальной и жилой инфраструктуры.
Переезд в новопостроенное здание московских чиновников предположительно должен был состояться в 2019 году.
Между тем объективных причин, по которым озвученные ранее сроки строительства сорваны, а процесс реализации масштабного проекта временно приостановлен, несколько.
Первая и основная – кризисная экономическая ситуация в стране. Как полагает зампред Совета Федерации, являющийся по совместительству членом межведомственной группы по вопросам строительства центра,Евгений Бушмин, сама мысль о постройке парламентского центра в свете нестабильной финансовой обстановки к обозначенной ранее дате изначально неосуществима.
При благоприятном разрешении прочих спорных моментов и окончательном утверждении проекта, потребуется еще 6 лет на его корректировку, строительство самого объекта и финальные работы. То есть разместить в стенах нового центра парламентариев удастся не ранее 2021 года. Такую прогнозную оценку длительности проектно-изыскательных и строительных работ дает действующий председатель комитета Совфеда по вопросам организации и регламента парламентской деятельности Вадим Тюльпанов.
Но не только кризисное состояние экономики явилось предлогом к пересмотру сроков строительства, — цитирует комментатора московское новостное агентство РБК. Существует ряд разногласий среди самих парламентариев, касающийся внешнего облика нового центра. Эстетический диссонанс в высших политических кругахвызывает, прежде всего, сама архитектурная концепция здания.
Еще на этапе демонстрации архитектурных решений различными претендентами возникли внутренние противоречия. Возражение депутатов Совета вызывали как отдельные детали, например: размер оконных проемов, габариты здания или обилие стеклянных элементов, так и общая проблема отсутствия индивидуальности во всех представленных на конкурс архитектурных зарисовках.
В свете всеобщей волны недовольства организаторы были вынуждены проводить конкурсный отбор повторно. К слову, о результатах финального этапа конкурсного смотра известно только со слов источника, вхожего в депутатские круги, официальные итоги так и не были вынесены на рассмотрение широкой общественности.
По информации источника, нафинишную прямую второго тура конкурса вышли 4 архитектурных проекта. В частности, финалистамистали несколько крупных компаний и архитектурных бюро: «Евгений Герасимов и партнеры», «Стройгазкомплект», основанный итальянским архитектором ЛанфранкоЧирилло, ТПО«Резерв» архитектурная мастерская В.Колосницына.
В интервью с корреспондентом издания РБК члены комиссии охарактеризовали работы победителей совсем нелестно, закрепив за ними «говорящие» названия: «сталинская высотка», «дворец XIX века», «корабль-ладья», «стеклянная стена» соответственно. Каждый из представленных архитектурных проектов имел четко определенную художественно-эстетическую позицию, но единогласного одобрения ни одна из них так и не получила, — процитировали в пресс-службе слова председателя Совфеда Валентины Матвиенко.
Фаворитом по количеству голосов на последнем этапе стала «ладья», разработанная и представленная ТПО «Резерв» — на ее счету 9 из 20 положительных отзывов, второе место среди конкурсантов с небольшим отрывом удалось занять проекту Владимира Колосницына – 6 членов проголосовали за реализацию концепции «стеклянной стены», — сообщает Евгений Бушмин.
Объявив общий итог конкурса, он, в свою очередь, добавил, что является сторонником «дворца» ЛанфранкоЧирилло. По мнению заместителя спикера Совета, концепт «ладьи» не слишком удачно адаптирован под российские реалии и более уместен в средиземноморском климате Италии, тогда как проект «ладьи» через десятилетие станет стилистически неактуальным.
Краеугольным камнем дебатов между членами парламентской комиссии и представителями межведомственной рабочей группы оказался щепетильный вопрос финансирования. В ходе переговорного процессавыяснилось, что фигура инвестора и схема финансирования до сих пор не определены.
Между тем затратная часть проектов хотя и варьируется в размерах, остается неизменно высокой. Так, наиболее бюджетным вариантом является «ладья», а наибольших затрат потребует реализация «дворца». При этом информацию о конкретной стоимости никто не предоставляет.
По мнению Бушмина, ориентировочная стоимость строительства такого объекта обойдется не менее, чем в 1 млрд. долларов. И это еще наиболее благоприятный исход – первоначально предполагаемая сумма была вдвое выше.
Дороговизна работ, по мнению политика, во многом объясняется близким расположением поверхностных вод в Мневниках, что затрудняет проведение геологических изысканий.
Несмотря на то, что объемы капитальных вложений внушительны, выступить в роли инвестора готов российский предприниматель Михаил Гуцериев. Взамен потенциальный партнер выдвинул требование компенсировать понесенные затраты на определенных условиях. В частности, финансовое обеспечение реализации проекта будет полностью возложено на инвестора, а в качестве компенсации в его единоличное владение будут переданы три существующих объекта в центре города – здания Совета на Большой Дмитровке и два корпуса Госдумы. Общая площадь указанных объектов составляет 105,5 тыс.кв.м.
Станислав Бибик, руководитель департамента в ColliersInternational, предполагает, что в переводе на действующий валютный курс стоимость существующих зданий составляет 550 млн. долл. Таким образом, передача старых объектов полностью не покроет затраты инвестора, а, значит, необходимо продумать варианты дополнительной компенсации, — считает эксперт.
В планах основателя группы БИН снести новоприобретенные строения и выстроить на их месте торговый центр, гостиничный или жилой комплекс, о чем сам бизнесмен неоднократно сообщал в ходе переговоров.
Противником таких условий сотрудничества выступает глава Управделами Александр Колпаков. По его мнению, существующие объекты, занимаемые парламентариями, должны остаться на балансе Управделами. Что касается расчетов с инвестором, — считает Колпаков, — необходимо обсудить альтернативные варианты.
В свою очередь, Гуцериев настаивает на выполнении своих условий. Такую настойчивость владельца БИН комментирует один из депутатов: юридически переоформить старые здания на нового собственника — сложная задача, поэтому бизнесмен хочет четко понимать во что «выльются» его финансовые вложения.
Со своей стороны власти намерены обязать Гуцериева сдать отстроенный центр «под ключ». То есть помимо возведения непосредственно каркаса здания, инвестор должен финансировать все финальные отделочные работы, чтобы здание было приведено в стояние полной готовности к моменту передачи его парламентариям. Только после сдачи объекта в эксплуатацию, старые корпуса будут переданы Гуцериеву.
На данный момент условия и схема передачи объектов недвижимости все еще находятся на этапе рассмотрения сторонами. Последнее совместное обсуждение вопросов двустороннего взаимодействия прошло в декабре 2015 года при участии представителей парламента и главы Управделами.
В ходе беседы Гуцериев настаивал на скорейшем принятии решения. По его словам, необходимо определиться с окончательным вариантом архитектурного проекта и провести необходимые расчеты. Только после этого предприниматель сможет подтвердить готовность приступать к строительству или объявить об отказе от сотрудничества, — цитирует бизнесмена Бушмин.
По последней информации, чиновники все больше склоняются к необходимости проведения тендера на выбор инвестора. Фигуры кандидатов парламентарии пока озвучивать не намерены.
Как ожидается, окончательное решение по всем спорным моментам, касающимся сроков строительства, утверждения проекта и обозначения источников финансирования, должно быть принято в ходе согласительного совещания у главы государства. Прошение к Президенту о проведении совещания на очередном заседании Совета подали Александр Колпаков, Валентина Матвиенко и Сергей Нарышкин. Об этом издательству РБК сообщил представитель парламентской комиссии.
Обращение чиновников к Путину один из членов парламентской комиссии связывает с необходимостью проведения «секретных работ», которые подпадают под юрисдикцию лицензированных госорганизаций.
В свою очередь, в президентском секретариате сообщают, что распоряжений о включении в план совещаний вопросов о парламентском центре на данный момент не поступало.